Тексты песен Bob Dylan

Биография Bob Dylan

Биография Боба Дилана

Боб Дилан внес неоценимый вклад в индустрию поп-музыки. Будучи поэтом-песенником, он возглавил несколько школ, направленных на составление текстов песен, создавая как конфессиональные композиции, так и запутанные, вызывающие галлюцинации и похожие на поток сознания рассказы. Будучи вокалистом, он опроверг мнение о том, что певец должен условно обладать хорошим голосом, изменив тем самым роль исполнителей в области поп-музыки. Будучи музыкантом, он дал жизнь нескольким жанрам поп-музыки, включая электризованный фолк-рок и кантри-рок. И это далеко не все его заслуги. Полноценная мощь Дилана наиболее ощутимо чувствовалась на пике его популярности в 60-х годах – переход Beatles к интроспективному написанию песен в 60-х никогда бы не произошел без его участия – тем не менее, его влияние затронуло несколько более поздних поколений.
Многие его песни стали популярными стандартами, а лучшие альбомы превратились в бесспорную классику рок-н-ролла. Воздействие Дилана на народную музыку было столь же велико - он содействовал поворотному моменту в 20 веке, ознаменовавшему отрешение от традиционных песен и переходу к персональному написанию композиций. Даже в 80-90-х годах, когда продажи записей Дилана резко снизились, его присутствие чувствовалось во всем.
Прежде чем стать популярностью мировой величины, Дилану пришлось тяжело поработать. Родившись в Дулуте, штат Миннесота, Боб Дилан (настоящее имя Роберт Аллан Циммерман, род. 24 мая 1941 года) с 6 лет рос в городе Хиббинг. Будучи еще ребенком, он научился играть на гитаре и гармонике, организовав в колледже свою собственную группу рок-н-ролла под названием Golden Chords. После выпуска в 1959 году, он поступил в Университет штата Миннесота в городе Миннеаполис. Обучаясь творческим профессиям в стенах ВУЗа, он выступал с народными песнями на сцене кофейни с вывеской «Bob Dylan», названного этим именем в честь писателя Дилана Томаса. Попав под влияние Ханка Виллиамса и Вуди Гатри, Дилан начал слушать блюз, и этот жанр сопровождал музыканта в дальнейшем творчестве.
В 1960 году Дилан проводил лето в Денвере, где встретил Джесси Фуллера, большого любителя блюза. К моменту возвращения в Миннеаполис осенью того года, он уже существенно созрел для начала своего творческого пути и был решительно настроен посвятить свою жизнь музыке.
В январе 1961 года Дилан отправился в Нью-Йорк и тут же произвел неизгладимое впечатление на жителей Гренич-Виллидж. Он начал посещать своего идола Вуди Гатри, который медленно умирал в госпитале от заболевания хореи Хантингтона. Выступая в кафетериях, Дилану уже удалось привлечь внимание местной публики благодаря своей неординарной харизме. В апреле он выступил на разогреве у Джона Ли Хукера в клубе Gerde's Folk City. Пять месяцев спустя Дилан выступил на другом концерте в этом же заведении, получив положительный отзыв от автора Роберта Шелтона в журнале New York Times. Представитель компании «Columbia A&R», Джон Хэммонд, нашел Дилана благодаря этим отзывам, и осенью 1961 года они подписали контракт о сотрудничестве. Хэммонд спродюсировал одноименный дебютный альбом Дилана (выпущенный в марте 1962 года) – коллекцию народных и блюзовых композиций, в которую вошли лишь две оригинальные песни.
На протяжении 1962 года Дилан записал целый ряд оригинальных композиций, многие из которых звучали как политический протест в свете настроений того времени. Эти песни вошли во второй альбом, получивший название «The Freewheelin' Bob Dylan». До выхода на прилавки, «Freewheelin'» прошел несколько стадий переработки. Дилан записал рок-н-ролл сингл «Mixed Up Confusion» в конце 1962 года, но его менеджер Альберт Гроссман выбросил композицию из альбома, желая представить публике исполнителя акустической народной музыки. Таким же образом из альбома еще до его выхода на музыкальный рынок были стерты некоторые другие трэки. Кроме того, на пластинку так и не были записаны некоторые композиции – включая «Talking John Birch Society Blues» - специально созданные для нее.
Созданный исключительно на оригинальных композициях, альбом «The Freewheelin' Bob Dylan», произвел сильное впечатление на любителей фольклорной музыки в США, и многие исполнители стали использовать в своем репертуаре песни из альбома. Так Peter, Paul & Mary превратили песню «Blowin' in the Wind» в популярный поп-хит летом 1963 года, тем самым сделав имя Боба Дилана всемирно известным. Благодаря популярности кавер-версии в исполнении группы Peter, Paul & Mary и выступлению музыканта на концертах таких звезд как Джоан Баез, «Freewheelin'» стал хитом осени 1963 года, забравшись на 23 место в мировых чартах. К этому моменту между Баез и Диланом завязываются романтические отношения, и она частенько занимается записью его песен. Дилан с рекордной скоростью создавал тексты песен, давая выступления на сотнях концертов в год.
К моменту выхода альбома «The Times They Are A-Changin'» в начале 1964 года, творчество Дилана уже во многом превосходило работы его нью-йоркских коллег. Под влиянием таких поэтов как Артюр Рембо и Джон Китс, его тексты приобретают более литературную форму, вызывая в сознании окружающих прекрасные воспоминания. Примерно в это время начинают расширяться его музыкальные возможности. В песнях Боба появляются звуки блюза и R&B. Эти перемены нашли свое отображение в вышедшем осенью 1964 года альбоме «Another Side of Bob Dylan». Дилан двигался к вершине успеха быстрее, чем на то указывали результаты продаж. К концу 1965 года он разошелся с Баез и начал встречаться с бывшей моделью Сарой Лоундес. В это время он создает композицию «Mr. Tambourine Man» для дебютного альбома Byrds.
Byrds добавили песне яркое электрическое звучание, но к моменту когда сингл стал хитом, Дилан уже зажигал под ритмы своего собственного фолк-рока. На волне British Invasion, и в особенности версии композиции «House of the Rising Sun» в исполнении Animals, Дилан записал ряд оригинальных песен, вошедших в его следующий альбом, вместе с громогласной группой рок-н-рольщиков. Несмотря на то, что «Bringing It All Back Home» (март 1965 года) в некоторой степени характеризуется звучанием акустической гитары, становится предельно ясно, что Дилан старается отказываться от народной музыки. Народная аудитория осознала это лишь спустя несколько месяцев после выхода альбома, когда он принял участие в концерте «Newport Folk Festival», организованном при поддержке Paul Butterfield Blues Band.
Публика встретила его злобной насмешкой, но растущее общество любителей рок-н-ролла вместе с ведущими публицистическими издательствами уже тепло приняли восходящую звезду. Журналистов впечатлили его местами колкие, остроумные заявления во время пресс-конференций. Весенний гастрольный тур Дилана по Великобритании лег в основу документального фильма Д.А. Пеннебакера «Don't Look Back», в котором прекрасно отражена выразительная харизма и обаяние поэта-песенника.
Прорыв Дилана в мире поп-музыки произошел летом 1965 года, когда песня «Like a Rolling Stone» заняла второе место в мировых хит-парадах. По сравнению с привычными трехминутными композициями, шестиминутный сингл выглядел гораздо более выигрышно, поразив слушателей импровизациями органа и четкими ритмами. Бобу Дилану посвящали бесчисленное количество статей, а его лирику обсуждали критики, живущие по обе стороны Атлантики. В общей сложности более 100 исполнителей занимались созданием кавер-версий на его песни в период с 1964 по 1966 года; Byrds и Turtles создали весьма популярные хиты, взяв за основу его композиции. «Highway 61 Revisited», его первый полноценный альбом в стиле рок-н-ролл, вошел в десятку лучших хитов сразу после своего выпуска осенью 1965 года. «Positively 4th Street» и «Rainy Day Women #12 & 35» вошли в список десяти лучших композиций осенью 1965 года и весной 1966 года, соответственно. После появления на прилавках альбома «Blonde on Blonde», записанного на двух дисках, уровень мировых продаж записей Боба Дилана превысил 10 миллионов копий.
Осенью 1965 года Дилан пригласил участников группы Hawks (в прошлом музыканты Ronnie Hawkins') в качестве поддержки на его гастрольных концертах. Hawks, изменившие вскоре название группы на Band в 1968 году, стали самой известной группой, гастролировавшей с Бобом Диланом не только благодаря своему интуитивному звучанию, невероятным образом передающему настроение, но и во многом благодаря британскому туру весной 1966 года. Во время этого тура Великобритания впервые услышала электронного Дилана, и их реакция была далека от поощрения. В предпоследний день гастрольного тура – известного как концерт в «Royal Albert Hall» - представитель публики назвал Дилана Иудой.
Учитывая бесчисленное количество незаконно изданных альбомов (официальный выход альбома впервые был осуществлен в 1998 году), выступления музыканта стали бессмертными, характеризуя популярность Дилана в середине 1966 года. Он взялся за организацию процесса съемок второго документального фильма Пеннебакера «Eat the Document», который снова был посвящен жизни исполнителя, и практически завершил собственное литературное произведение «Tarantula», а также создал очередную запись. По завершению гастрольного тура по Великобритании, он вернулся в Америку.
29 июля 1966 года Дилан попал в аварию, серьезно повредив шейные позвонки и заработав сотрясение мозга. Окончательные подробности инцидента так и не были опубликованы – в публичном заявлении было сказано, что музыкант в течение недели находился в критическом состоянии и в состоянии амнезии – но это событие, несомненно, ознаменовало поворотный момент в карьере Дилана. После происшествия музыкант превратился в затворника, проводя все свое время в стенах дома и в кругу семьи. Спустя несколько месяцев он уединился с Band в арендуемом доме и записал несколько демо-версий, позже получивших название «Big Pink».
На протяжении нескольких месяцев Дилан с Band занимались созданием бесконечного множества материалов, варьировавшихся от стиля фолк, кантри и блюза до новых оригинальных композиций. Из песен было ясно, что лирика Дилана совершила ощутимое превращение, она стала более прямолинейной и целостной. Таким же образом изменилась и музыка, постепенно теряя особенности звучания традиционного рок-н-ролла, и все большее приближаясь к стилю кантри, блюз и фолк. Никто не намеревался выпускать в свет композиции «Big Pink», но музыкальный издатель Дилана взялся за кассеты, собираясь сделать из них кавер-версии. Копии этих кассет вместе с другими песнями вышли в незаконно записанных альбомах к концу 60-х годов. Впервые нелегальные копии так и не выпущенных записей получили столь широкое распространение. Обрывки кассетных записей вышли на официальном альбоме в 1975 году и получили название «The Basement Tapes».
За время уединения Дилана, рок-н-ролл стал тяжелее и претенциознее в свете психоделической революции. Когда музыкант вернулся на сцену в компании Джона Весли Хардинга в декабре 1967 года, его спокойные выступления в стиле кантри удивили общественность, тем не менее, композиции взобрались на второе место в американских чартах и на первое в хит-парадах Великобритании. Более того, по мнению многих, эти записи стали первыми важнейшими композициями, выпущенными в области кантри-рока, открыв возможности для творчества Byrds и Flying Burrito Brothers в 1968 году. В следующем альбоме 1969 года, «Nashville Skyline», Дилан продолжил тенденцию кантри. И хотя, в общем, альбом стал весьма популярен, некоторые критики осуждали работу, считая, что материал был лишен целостности. Различные мнения высказывались и по поводу следующего альбома, выпущенного на двух дисках, «Self Portrait». Появившись в продаже в начале 1970 года, альбом представлял собой смесь кавер-версий, трэков, записанных на живых концертах, а также новых песен. Пластинка снова не вызвала одобрения критиков. Вслед за ней Дилан записал «New Morning», альбом, который публика восприняла как возвращение кумира.
После выхода «New Morning», Дилана ждала череда странствий. В 1971 году он вернулся в Гренич-Виллиджи, там он впервые опубликовал «Tarantula» и принял участие в «Concert for Bangladesh», что стало его единственным живым выступлением в первой половине декады. В 1972 году он начал серьезно работать над своей актерской карьерой, получив роль в фильме Сэма Пекинпа «Пэт Гэрретт и Билли Кид», который появился на экранах в 1973 году. Кроме того, он написал «Knockin' on Heaven's Door» - саундтрэк к фильму, ставший его лучшим хитом с момента появления «Lay Lady Lay». Саундтрэк к «Пэту Гэрретту» был последней записью, созданной на студии «Columbia», после чего он подписал контракт со студией Дэвида Геффена «Asylum Records».
В ответ «Columbia» создала сборник вырезок альбома «Self Portrait», выпустив его в конце 1973 года. Дилан успел записать лишь один альбом «Planet Waves» в 1974 году – свой первый альбом, занявший первые места в хит-парадах – перед возвращением в «Columbia». Во время записи «Planet Waves» музыкальным сопровождением занимались все те же участники «Band», выступая вместе с Диланом и на концертах гастрольного тура в поддержку альбома, который признан как самый успешный тур в истории рок-н-ролла. В завершении тура на свет появился альбом, выпущенный на двух пластинках в 1974 году, «Before the Flood».
Гастроли 1974 года ознаменовали возвращение музыканта в свою стихию, которое завершилось вышедшим в 1975 году альбомом «Blood on the Tracks».
«Blood on the Tracks» стал вторым лучшим альбомом Дилана, будучи признан критиками, как возвращение к форме и целостности. Позднее Дилан решил организовать грандиозное турне при поддержки целого списка музыкантов – включая Джоан Баез, Джони Митчела, Rambling Jack Elliott, Арло Гатри, Мика Ронсона, Роджера МакГвина и поэта Аллена Гинсберга. Дилан еще раз дал концерт «Rolling Thunder Revue» и отправился в путь осенью 1975 года.
В следующем году гастрольный тур «Rolling Thunder Revue» прошел повсюду, а выступления Дилана записывались для создания фильма. Во время тура на свет появился альбом «Desire», который был тепло принят публикой, продержавшись на вершине мировых чартов пять недель. В это же время Дилан выпускает песню-протест «Hurricane», посвященную боксеру Рубину Картеру, которого несправедливо усадили за решетку по обвинению в убийстве. Альбом живых выступлений «Hard Rain» вышел в конце тура. В начале 1978 года Дилан завершил работу над четырехчасовым фильмом «Renaldo and Clara», в который вошли выступления тура «Rolling Thunder».
В начале 1978 года Дилан отправился в очередной широкомасштабный гастрольный тур, на этот раз при поддержке группы, напоминавшей ансамбль Лас-Вегаса. В 1979 году в конце своего тура Дилан объявил о том, что прошел обряд крещения и принял христианскую веру. Той же осенью появился целый ряд альбомов христианской музыки, в том числе «Slow Train Coming». Несмотря на сдержанные отзывы критиков, выход альбома прошел весьма успешно, попав на третье место хит-парадов и получив статус платиновой пластинки. В тур в поддержку альбома «Slow Train Coming» вошел лишь тот материал, который отражал новые религиозные настроения музыканта.
Еще два религиозно направленных альбома – «Saved» (1980) и «Shot of Love» (1981) – так и не получили положительных отзывов. В 1982 году Дилан отправился в Израиль, дав почву для слухов о том, что его приверженность Христианству носила мимолетный характер. Мирская запись 1983 года «Infidels» пришлась по вкусу, как публике, так и критикам.
В конце 1984 года Дилан вернулся к записям живых выступлений с альбомом «Real Live». За ним в 1985 году последовал диск «Empire Burlesque», но его странная смесь танцевальных трэков с рок-н-роллом не получила признания фанатов. Однако ретроспективный проект «Biograph», состоявший из пяти альбомов и трех дисков и вышедший в том же году, откровенно обрадовал публику. В 1986 году Дилан отправился в гастрольный тур с Tom Petty & the Heartbreakers. Гастроли прошли успешно, но вышедший вслед за ними альбом «Knocked Out Loaded» остался практически незамеченным. В следующем году он выступал при поддержке группы Grateful Dead, а двумя годами позднее на прилавках музыкальных магазинов появился подарочный альбом «Dylan & the Dead».
В 1988 году Дилан с головой ушел в турне, получившее название «The Never-Ending Tour» – бесконечная череда выступлений проходила на протяжении всех 90-х. В том же году он записал альбом «Down in the Groove», в основном состоящий из кавер-версий. Этот альбом получил скромные отзывы, в отличие от «Oh Mercy» 1989 года, который стал его лучшим диском с момента выхода «Blood on the Tracks» в 1974 году. «Under the Red Sky» 1990 года остался непонятым для фанатов исполнителя, в то время как набор «The Bootleg Series, Vols. 1-3 (Rare & Unreleased)», сборник ранних композиций, поступивший в продажу в 1991 году, вызвал массу положительных оценок.
Оставшийся период 90-х Дилан в равной степени занимается живыми концертами и рисованием. В 1992 году он вернулся к записи «Good as I Been to You», сборника традиционно акустических композиций. В 1993 году за ним последовал выход очередного альбома народной музыки «World Gone Wrong», получивший премию Грэмми в номинации «Best Traditional Folk Album». После выпуска «World Gone Wrong», Дилан создал сборник лучших хитов и коллекцию живых выступлений.
Осенью 1997 года на свет вышел «Time Out of Mind», первый альбом, созданный на базе оригинального материала за семь лет. «Time Out of Mind» покорил слушателей и дебютировал в десятке лучших. Его успех вновь разжег интерес к творчеству Боба Дилана – музыкант появился на обложке журнала Newsweek в поддержку своего альбома, а билеты на его концерты были полностью распроданы. В начале 1998 года «Time Out of Mind» получил три премии Грэмми в номинациях: Album of the Year, Best Contemporary Folk Album and Best Male Rock Vocal.
Просмотры: 164103